Раньше, в веках, называемых Смутным временем, было не так уж и много, около двадцати, разных колод. Коллекционерам того времени было несколько легче, чем сегодня, потому что на данный момент количество колод Таро превышает тысячу. Я не буду перемывать по косточкам каждую из этих колод, тем более всех я и не знаю, но самые известные и качественные, конечно, перечислю.
Колода Висконти-Сфорца
Самую древнюю из известных колод Таро (и, кстати, почти полностью сохранившуюся), называют Колода Висконти-Сфорца. Ее рождение приписывают к 1428 году, и изготовлена она была известным художником XV столетия Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. О картах этих известно очень мало, но того, что известно, вполне хватает, чтобы сравнить ее с современными колодами и делать по этому поводу выводы. Самое удивительное в этой колоде то, что карты ее не содержат ни номеров, ни надписей или символов, которые мы так привыкли видеть на современных картах.
По строению колода была выполнена в классическом стиле: поясняющими сюжетными картами были только Старшие Арканы. В предыдущей статье упоминалось, что есть возможность того, что Таро произошли от игральных карт, и именно такими колодами по сути являются колоды Сфорца.
Многие заблуждаются, называя Таро Висконти-Сфорца колодой, потому что на самом деле это собирательный образ, подразумевающих под собой несколько колод. Три из них наиболее полные, остальные же в большинстве своем насчитывают по одной две карты.
Марсельское Таро
Следующая колода, которую должен знать каждый человек, хоть раз соприкасавшийся с наукой Таро, называется «Марсельское Таро» (или «Венецианское Таро»). Это была первая колода, состоявшая из 78 карт. Как видно, сейчас это количество стало классическим, и лишь немногие колоды уходят от этого количества в сторону, да и то буквально на пару карт.
Данные Таро имели своей основой старинные гравюры по дереву. Лично я считаю, что это личная особенность этих карт в том, что несмотря на то, что карты перетерпели множество изменений (с 1760 года до 1930), но все цвета, которые были использованы в гравюрах, были перенесены на карты, что дает символичное дополнительное значение и картам и их символам.
Сегодня Марсельское Таро представляет собой особую колоду карт: система ее трактовки несколько отличается от общепринятой. Есть тарологи, специально занимающиеся ею и в историческом, и в практическом плане.
Большой Этейлла
Действительно, символы, имеющиеся в «Марсельском Таро» очень долгое время не менялись. Однако в конце XVIII века французский оккультист Этейлла внес некоторые коррективы. Он был гадателем практиком и очень интересовался археологическими находками в Египте. По одним источникам эта работа заняла у него двадцать лет, по другим тридцать. Сравнивая символы из гробниц фараонов с картами, он пришел к выводу, что Таро происходит из Египта. Поэтому он создал свою колоду «Большой Этейлла», в которой попытался исправить ошибки, которые по недоразумению накопились в Таро.
Он создал наиболее практичную и удобную колоду из всех известных на то время. Кстати, Этейлла не настоящее имя автора, а псевдоним, представляющий собой анаграмму его имени – Альетте (Alliette). О нем вообще мало чего известно, даже даты жизни Этейллы лишь приблизительны (1730 – 1795). Сам Этейлла ввел много реформ в Таро.
Введение в расклад двух «бланок» (они же карты-сигнификаторы), выкладываемые как обозначение вопрошающего или вопрошающей, стало одной из самых главных заслуг Этейллы. Название Старших Арканов у Этейллы тоже существенно отличались от традиционных, поэтому многие тарологи их не приняли, сочтя всю систему Этейллы «профанацией Таро и искажением его смысла».
И, наконец, именно Этейлле первому пришло в голову, что карта в прямом положении может предвещать благо, а в перевернутом – неприятность. В общем, хронологически колода Этейллы стала вторым образцовым типом гадательных карт, выпускавшихся огромным тиражом еще в те времена (помимо «Большого Этейллы» еще имелся «Малый Этейлла»), и выпускается по сей день.
Таро Райдер-Уэйта
У упомянутого чуть раньше Этейллы были и ученики, и последователи (к слову, по нескольким источникам одной из учениц была знаменитая Мария Ленорман). Но многие не разделяли его мнения о системе карт, а потому использовали в гадании лишь «Марсельское Таро».
И только в XIX веке Артур Уэйт, глава Ордена Золотой Зари, взял на себя смелость разработать новую колоду Таро, но только на основе бытовавшего в Ордене каббалистического учения. Благодаря интеллектуальной работе Уэйта и воплотившей его замысел художнице Памеле Смит, каждая карта Таро стала иметь свой символический рисунок, выражающий ее значение.
Колода оказалась настолько удачной, что прославился даже ее издатель Райдер. Сейчас она называется «Таро Райдер-Уэйта». Труды Уэйта, так же как и его карты, составляют сегодня основу таролога-профессионала. В его колоде переставлены VIII и XI Арканов, Справедливость и Сила. Причем объясняет он это простой фразой «были на это достаточные причины».
Поэтому современное Таро легко перешло на схему Уэйта и до сих пор предпочитает считать карту Силы восьмой, символом начала новой семерицы Старших Арканов, а карту Справедливости – одиннадцатой, закономерным этапом мистического развития человека, символом «вины и искупления».
Таро Тота
Работа Уэйта и Памелы Смит дала толчок к художественному исполнению Таро. Однако оккультисты данной традиции вплоть до начала XX века считали карты, собственно так считаю и я лично, инструментом не столько предсказательным, сколько способствующим духовному самопознанию человека. Именно в этом плане они ориентировали иллюстрирующие карты рисунки. А создавший специально посвященную этим вопросам колоду Алистер Кроули вообще вернулся к ситуативным рисункам только на двадцати двух Старших Арканах.
Известный маг и член Ордена Золотой Зари Кроули, аналогично Этейлле, считал, что карты Таро были золотыми табличками в египетском Храме Тота. На основании этой идеи он вместе с художницей Фридой Харрис создал колоду «Таро Тота».
В этих картах он постарался объединить известные символы древнего Египта, свои познания в кабалистике и астрологии. Сегодня Таро Кроули – одна из самых популярных и «традиционных» колод.
Эротическое Таро Манары
В XX и XXI веках появилось много других колод. Беря пример с выдающегося Дюрера, известные всему миру художники – Луис Ройо, Ганс Гигер, Манара – постарались навечно запечатлеть свое творчество в картах, связать его с символами. И многие карты Таро, помимо своих предсказательных аспектов, имеют еще и художественную ценность.
В одно время, например, удивительно популярны были Таро с картинами Дали. Хотя, собственно, эти карты не утратили популярность и по сей день. Хочу так же сразу заметить, что одну из только что названных колод, а именно колоду Манары. Колода называется «Эротическое Таро Манары».
Восстановленное Таро
Есть колода, состоящая из 80 карт вместо 78, и называется она «Восстановленное Таро». Авторы колоды считают, что карты Юнона и Юпитер, заменяющие в некоторых колодах Папессу и Папу соответственно, должны быть самостоятельными картами.
То есть, по мнению авторов Старших Аканов должно быть 24 штуки. Так же ими был изменен порядок нумерации Арканов. Честно признаюсь, меня эта колода не устраивает, потому что история ее становления и очень многие описания нелогичны.
Существуют круглые колоды («Таро Женского Начала» и «Таро Круг Жизни»), не так давно появилась даже прозрачная колода («Transparent Tarot»), и читается она путем наложения карт друг на друга.
Классификация колод Таро
История становления Таро фактически сложилось из появления двух колод: «Марсельского Таро» и «Таро Райдер-Уэйта». Напомню, что первую колоду характеризует наличие символических рисунков только на Старших Арканах, вторую же – их наличие и на Старших и на Младших.
По этим критериям колоды можно разделить на два основных типа. К первому можно отнести «Марсельское Таро», «Таро Тота», «Золотое Таро или Священные Карты Тота», «Таро Ренессанса». В них подавляющая часть Младших Арканов не имеет сюжетных рисунков. Ко второму типу так сходу я отнесу «Таро Райдер-Уэйта», «Палладини», «Таро Казановы», «Эротическое Таро Манары», «Таро Хеллоуин», «Золотое Таро Працельса», «Магическое Таро» и многие другие.
Нужно сказать, что рисунки на Таро могут быть различные. И отражают они все разные сюжеты, одни из них мифологические («Мифологическое Таро», «Таро Калевала», «Библейское Таро» и т.п.), другие сказочные сюжеты («Таро Гномов», «Таро Драконов», «Кельтское Таро» и т.п.), третьи являются сопоставлением картин известных художников с историческими символами Таро («Таро Обратной Стороны Мира», «Таро Вампиров» и т.п.). В наше время существуют Таро камней, растений, рыб или кошек. Объяснить это невероятно просто: кому-то ближе одни символы, кому-то другие. Самое главное – понять карты!